Самые ранние колеса
(глиняные модели колес) встречаются на территории современной Румынии и Украины (неолитическая культура Кукутени — Триполье).
Эти находки датируются последней четвертью V тысячелетия до н. э. Затем —
в IV тысячелетии — они
появляются и на территориях современной Германии, Польши и в южнорусских степях Северного Причерноморья. К
более ранним, чем «месопотамские», относятся модели колёс,
обнаруженные археологами А. Д. Резепкиным на Северном Кавказе и
А. В. Кондрашовым на Кубани. Всё больше
материальных доказательств свидетельствуют в пользу того, что «самое первое»
колесо появилось на Западе (а не на Востоке).
Следующие упоминания
о колесе встречаются в Месопотамии в конце 4-го тысячелетия
до н. э. Предшественником колеса можно считать известный до этого
деревянный каток, который подкладывался под перемещаемый груз.
Первоначально колесо представляло собой деревянный диск, насаженный на ось и зафиксированный клином. Изображения
салазок с колёсиками (3000 г. до н. э.) найдены в Междуречье в шумерском городе Урук. К 2700 году до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей
вместе с колесницами. Эти погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы.
Во II тысячелетии до н. э.,
конструкция колеса совершенствуется: на Южном Урале появляется
колесо со спицами, в Малой Азии — со ступицей и гнутым ободом.
Позднее, в 1-м тысячелетии до н. э., кельты для увеличения прочности колёс
своих колесниц стали применять
металлический обод, который затем в транспортных машинах был заменен резиновыми шинами для
амортизации.
Несмотря на то, что
колесо считается неизвестным среди цивилизаций доколумбовой Америки, некоторые народы, например Инки, вплотную приблизились к его открытию. Использование для
строительства характерных устройств катка — цилиндрического массивного
тела для утрамбовки грунта, говорит об отказе от применения колеса в
транспорте, а не об отсутствии открытия принципа колеса. Некоторые культуры
(например, ольмеки) изготовляли керамические и
деревянные фигурки животных на колесиках — возможно, они выполняли
ритуальные функции, а возможно, были просто игрушками. Исходя из этого, можно
предположить, что и первое колесо появилось в качестве игрушки.
Изобретение колеса
способствовало развитию ремёсел. Колесо было применено в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке. В ирригационных сооружениях, на мануфактурных фабриках, рудниках и т. п. применялись водяные колёса.
Изобретение колеса
дало толчок к развитию науки в целом. Так, оно применяется в астролябии и других научных
инструментах. В механике широко используется зубчатое колесо.
Важное значение
колеса в хозяйственной сфере отразилось в его метафорическом обожествлении в
виде «Вечного возвращения», реинкарнации и т. д. В
различных культурах колесо является символом движения солнца, в буддизме оно символизирует закон и
истину, симметрию и совершенство Дхармы, мирные перемены. Крылатое колесо
ассоциируется со скоростью, колесо колесницы — с правлением и властью. В древнегреческой и древнеримской мифологии
колесо с шестью спицами — атрибут Зевса (Юпитера) как небесного бога.
Стас, радуешь меня! Добавь в свое сообщение наглядности, картиночки.Будет интереснее.
ОтветитьУдалить